8 499 763-34-34
Пресс-служба

09.06.2007 К 70-летию создания Волжского источника водоснабжения Москвы

Сегодня Москву невозможно представить без канала, названного в честь столицы. 70 лет назад завершилась грандиозная стройка 30-х годов прошлого века и 15 июля 1937 года в Москву по каналу пришла первая волжская вода. До 1947 года он назывался Москва-Волга, а к 800-летию столицы получил имя - канал имени Москвы. В мире нет иных гидротехнических сооружений, которые подобно каналу имени Москвы решали бы столь разносторонние и объемные задачи. Он был построен,  прежде всего, для целей водоснабжения. Канал - уникальный водный путь, по которому волжская вода пришла в столицу.  Он подает в систему Московского водопровода половину всей потребляемой населением и промышленными предприятиями воды.  В то же время Москва стала  портом пяти морей. По рекам и каналам из Первопрестольной можно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.   За навигацию по каналу  перевозится более 18 миллионов тонн народно-хозяйственных грузов. Берега канала и его водохранилища стали любимой зоной отдыха жителей Москвы и Подмосковья. Канал очень живописен, на протяжении 128 км на воде и прилегающей территории возведено 240 объектов и среди них нет ни одного с повторяющейся архитектурой. А тогда в 30-е годы со всей остротой встал вопрос о снабжении ее питьевой водой в связи с развитием и ростом Москвы. В 1931 году московский водопровод подавал в городскую сеть свыше 50% расхода реки Москвы. В связи с принятием СНК СССР и ЦК ВКП(б)  Генерального плана реконструкции Москвы одной из важнейших задач стало  решение проблемы водоснабжения и обводнения р.Москвы путем строительства канала Москва - Волга. "…ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачи обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москва-реки с Волгой". (из резолюции по докладу  Л.М.Кагановича, принятой Пленумом ЦК ВКП (б) 15 июня 1931) 27 февраля 1932 года Постановлением Совета Труда и Обороны строительство канала было включено в число "ударных объектов". Из трех, представленных на обсуждение вариантов канала, Дмитровский вариант был признан наиболее удачным. Проект предполагал, что вода из водохранилища, созданного на Волге, под напором Иваньковской плотины самотеком поступит на северный склон водораздела между реками Волгой и Москвой. Иваньковская бетонная плотина на Волге, образовала первое огромное водохранилище - "Московское море", длиною 130 км, шириною 12 км. Водохранилище вмещает один миллиард сто двадцать  миллионов  кубометров  воды. Это самое большое и главное хранилище воды в системе канала имени Москвы. Его основная задача – в разные времена года обеспечивать  канал водой.  Затем с помощью пяти насосных станций  вода подается в систему связанных каналом водохранилищ.  Пять водохранилищ водораздельного бьефа канала (Икшинское, Пяловское, Пестовское, Учинское, Клязьминское)  - это единая распределительная чаша, куда поступает вода из Иваньковского водохранилища. «Здесь и будут постепенно отстаиваться 12 миллиардов ведер воды для обеспечения Москвы питьевой водой» писали в 30-е годы газеты. Далее вода для водоснабжения столицы поступает по специальному каналу. Водопроводный канал для снабжения Восточной  водопроводной станции водой берет свое начало у дер. Листвянки из Акуловского (Учинского) водохранилища и имеет длину 28 км. Трудно переоценить значение канала имени Москвы в жизни города: 16 июля 1937 года первые кубометры волжской воды были поданы в город с новой Сталинской (ныне Восточной) водопроводной станции. Комплекс станции составлял 115 сооружений, уникальных по конструктивному устройству и архитектуре. "По своей мощности, отмечается в акте Госкомиссии, Сталинская станция - наибольшая среди водопроводных станций Европы, по установленному стандарту очищенной воды - наиболее совершенная  в Европе  и США". За бесперебойное водоснабжение г. Москвы в годы Великой Отечественной войны станция награждена орденом Отечественной войны 1-й степени. С 1975 г. на Восточной водопроводной станции, впервые в Москве, начала действовать самая крупная в мире, на тот период времени, установка для обработки воды озоном. Контроль качества воды  как и на других сооружениях Московского водопровода здесь ведется, начиная с источника водоснабжения, по этапам очистки на водопроводной станции, перед поступлением в распределительную водопроводную  сеть и по пути движения воды   к потребителю. Сегодня Восточная водопроводная станция - крупное современное предприятие по водоподготовке производительностью 1400 тыс.куб.м в сутки. Для водоснабжения новых микрорайонов была построена еще одна станция на волжской воде - Северная, первая очередь которой была введена в строй в 1952 году. Особенность проектного решения Северной станции - использование двух независимых водозаборов - на Клязьминском (1952 г.) и Учинском (1956 г.) водохранилищах канала им. Москвы. В настоящее время Северная станция, являясь высокоэффективным и крупнейшим по мощности (1миллион 920 тысяч. Кубометров воды в сутки) производством, обеспечивает питьевой водой четвертую часть населения и промышленного сектора столицы. Волжская система  обеспечила качественное и бесперебойное водоснабжение северных и восточных районов мегаполиса. Она позволила начать строительство и развитие районов Останкино, Лихоборы, Дегунино, Ховрино, Химки, Дмитровского шоссе, Выставки достижений народного хозяйства, для которых требовалось большое количество воды. Канал преобразил Москву-реку, повысил уровень воды в реке на 3 метра, сделал ее судоходной, обеспечил бесперебойное водоснабжение столицы. Не все москвичи, открывая кран, знают, что из него полилась волжская вода, которую "доставил" Канал имени Москвы, а сделали ее вкусной и безопасной с использованием современных технологий  на Восточной и Северной станциях водоподготовки.     Тел. 263-92-41 факс 267-55-80                                         МГУП «Мосводоканал» Е-mail: pressa@mosvodokanal.ru