Версия сайта для слабовидящих
8 499 763-34-34
Версия сайта для слабовидящих
Пресс-служба

Автоматизация и цифровизация

"Московская правда", Москва, 3 апреля 2025 06:00

АО "Мосводоканал" - не только одна из старейших водоснабжающих компаний России, но и самая современная, с широким комплексом цифровых инновационных решений.

В АО "Мосводоканал" принята и успешно реализуется комплексная программа автоматизации и информатизации. Автоматизированная система диспетчерского контроля и управления водоснабжением и канализацией (АСДКУ) следит за всеми основными процессами и состоянием сооружений водопровода и канализации, начиная от забора воды из источника и заканчивая сбросом очищенных сточных вод в водоемы. Ей подчиняется все: насосы, которые закачивают воду на станцию водоподготовки, дозаторы реагентов и коагулянтов, городские резервуары и запорная арматура.

Автоматизированы все основные процессы - дозирование реагентов, озонирование, фильтрация, обезвоживание осадка, механическое обезвоживание осадка, работа насосных станций.

Датчики качества сообщают заранее, за 72 часа, о том, какая именно вода придет в город. Возможно, в ней окажется повышенное количество бактерий, например, из-за половодья или ливней. Или из-за нерадивости граждан туда попадут технические жидкости автомобилей.

На основе этой информации система подберет оптимальное соотношение коагулянтов и гипохлорита натрия, установит время обработки воды озоном и экспозиции ультрафиолета. К тому моменту, когда вода придет на станцию водоподготовки, все уже будет готово для ее обработки.

Автоматизировано и управление процессом очистки сточных вод. Система оценивает качество сточных вод, объем поступления, распределяет ее по блокам очистных сооружений, управляет процессами механической и биологической очистки воды, доочистки и ультрафиолетового обеззараживания.

Существующая АСДКУ АО "Мосводоканал" - это современный надежный инструмент для решения широкого спектра информационно-аналитических задач эффективного управления производством и транспортировки питьевой воды, отведения и очистки сточных вод города. И прежде всего, для обеспечения населения Москвы качественными и надежными услугами водоснабжения и водоотведения.

Эффективно выполнять производственные задачи, а также оперативно взаимодействовать с абонентами компании и жителями Москвы позволяет масштабная внутренняя IT-инфраструктура.

В состав комплекса входят компьютерное и коммутационное оборудование, программное обеспечение, сетевые службы, сервисы, корпоративная электронная почта, мониторинговые системы, политика информационной безопасности, системы контроля, системы резервного копирования и хранения данных, оргтехника, IP-телефония, система видеоконференцсвязи и электронного документооборота и многое другое.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ АБОНЕНТОВ

На цифровую автоматизированную основу поставлена и работа с абонентами.

Через портал mos.ru в электронном виде можно подать заявки на подключение к водоснабжению и водоотведению. С 2020 года весь документооборот с абонентами Мосводоканала идет исключительно в электронном виде. Клиенты, имеющие квалифицированную электронную подпись, могут заключать договоры по снабжению холодной водой и водоотведению в электронном виде. Заявку на такой договор можно подать в любое время суток и в любой день недели.

Контракты с бюджетными учреждениями Москвы заключаются в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ РСО). Этого удалось достичь при поддержке Департамента информационных технологий и Департамента по конкурентной политике Москвы.

Роботизированные помощники позволяют обрабатывать большое количество запросов от граждан в сутки. Они дают ответы на типовые запросы - время выставления счета за услуги и сумма начислений в этом месяце, могут принять заявку на устранение неполадок и решить множество других вопросов. Голосовой робот может также принять показатели приборов учета воды.

При звонке робот выясняет личность абонента, запрашивая фамилию, адрес и индивидуальный номер плательщика, поэтому безопасность данных гарантирована.

Кроме того, данные для расчета услуг водоснабжения и водоотведения можно передать через личный кабинет на сайте Мосводоканала, а также через мобильные приложения Telegram, WhatsApp, с помощью "Сбербанк онлайн" или терминала "Сбербанка".

Абоненты Мосводоканала могут скачать и мобильное приложение в App Store, Google Play, RuStore, AppGallery. Приложение легко находится по поиску.

- 630 технологических объектов оснащено системой АСДКУ - 270 подсистем входит в состав АСДКУ 100 серверов используется для сбора, обработки и хранения данных - 450 датчиков контроля давления установлено на распределительной сети подачи воды 7 станций мониторинга следят за качеством воды в источниках питьевой воды

15 водохранилищ общей площадью водосбора 50 000 кв. км 11 миллионов куб.м в сутки могут давать водоисточники 4 станции водоподготовки 9 гидротехнических узлов 521 насосная станция водоснабжения 13 000 км городской водопроводной сети 72 водозаборных узла 23 регулирующих узла

4 крупных комплекса очистных сооружений (Люберецкие, Курьяновские, Зеленоградские, Южнобутовские) плюс 23 локальных в ТиНАО 9700 км водоотводящей сети 335 канализационных насосных станций 34 снегосплавных пункта производительностью 139 000 куб. м в сутки