"Московская правда", Москва, 17 апреля 2025 06:00
Автор: Маевская Яна
На прошлой неделе в Москве прошел IX Всероссийский водный конгресс и выставка VODEXPO 2025 - главное событие для всех, кто причастен к водной отрасли. Причем, как показывает история существования и развития этого масштабного мероприятия, к водной отрасли так или иначе оказываются причастны все.
- Все начиналось с того, что к нам пришли представители водоканалов и сказали: "Нам нужна своя отраслевая выставка", - поделилась на открытии исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова.
"Отраслевая выставка" водоканалов выросла в масштабное мероприятие. В этом году в работе конгресса приняли участие 26 стран. Вот уже не первый год на площадку приезжает Китай - в некотором смысле terra incognita для нас, со своими давними традициями коммунальных служб, с большим списком неизвестных нам номенклатур. В этом году большое участие в работе приняла делегация Беларуси. Были также гости из Италии, США, Австрии.
Генеральным партнером конгресса все эти годы выступает Мосводоканал - один из крупнейших водоканалов в мире. Каждый год к заседанию его сотрудники готовят целую серию докладов.
Так было и в этом году. Сотрудники Мосводоканала участвовали в сессии, посвященной обеспечению населения качественной питьевой водой. Выступили на заседании, посвященном требованиям к локальным очистным сооружениям, рассказали обо всем технологическом процессе - от приема городских сточных вод до выпуска очищенной воды в реку. Поведали об опыте использования российского высокотехнологичного оборудования. Поделились своими мыслями по поводу подготовки кадров - ведь сейчас и станции водоподготовки, и очистные сооружения автоматизированы, а высокотехнологичное оборудование требует от сотрудников высокой квалификации.
И разумеется, представители Мосводоканала достойно выступили на международном технологическом форуме в рамках конгресса.
Рассказали о перспективах научно-технического сотрудничества и предложили пути для устойчивого развития.
- Мы очень благодарны Комитету Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию, который сразу рассмотрел в этой небольшой идее огромные перспективы. Совет Федерации подходит к решению вопросов государственным образом и крайне заинтересован в проведении единой государственной политики. А вопросы водной политики, вопросы сохранения качества водных ресурсов, вопросы водообеспечения и надежного и гарантированного водоснабжения выходят на первый план государственной политики, - заявили на конгрессе представители Мосводоканала.
Вода - как много в этом слове...
Какой ресурс на планете самый ценный?
Если спросить об этом человека раннего Средневековья, он наверняка скажет: железо! Его так мало, а оно необходимо - чтобы обрабатывать землю и защищаться от соседей. Даже наконечники для стрел из плохого железа были в то время ценностью.
Если такой вопрос задать человеку XV или начала XX века, он скажет: конечно, золото! Ради него была завоевана Америка, ради него люди умирали на Аляске, в Калифорнии, Австралии, Южной Африке.
Во второй половине XX и начале XXI века ответ очевиден - нефть. Она стоит практически за каждым военным конфликтом Нового времени.
Но в ближайшее время, скорее всего, самым важным ресурсом станет вода. Ее уже сейчас не хватает во многих регионах планеты.
В России находится 20 процентов мировых запасов воды. Это одновременно и большое богатство, и большая ответственность. Как ею разумно распорядиться?
На одном из заседаний привели не очень утешительные цифры: только 7 субъектов РФ отчитались о том, что на их территории 100 процентов населения обеспечены качественной питьевой водой. 11 субъектов заявили, что обеспечены ею всего лишь на 60 процентов...
Понятно, что в число этих семи входит Москва - несмотря на то, что это огромный город, а антропогенная нагрузка на водные источники в Центральном регионе РФ - одна из самых высоких в мире.
Издалека долго течет река Волга...
На конгрессе подытожили грандиозную программу - оздоровление реки Волги. Эта работа вскрыла целый комплекс проблем.
Часть из них относится не к сфере водных ресурсов, а к нравственнно-правовой. Хочется верить, что над ними будут работать на других мероприятиях - слетах прокуроров, к примеру. Если есть какой-нибудь комитет, который может решить вопрос, почему глава муниципалитета отнесся к федеральному проекту спустя рукава и что с этим можно сделать, - программа по оздоровлению Волги дает богатый материал.
Однако перед "водниками" встает другой вопрос. На конгрессе признали: Волга уже никогда не будет прежней. Эта не та река, какой она была сто лет назад. Сейчас Волга на 100 процентов состоит из стоков. Да, всю воду, которую великая русская река собирает с Валдайской возвышенности, разбирают на свои нужды крупные города и предприятия. Пропускают сквозь себя, затем очищают - кто полностью, как Мосводоканал, кто хуже, в соответствии со своими финансовыми возможностями и гибкостью совести, - и опять сливают в Волгу.
Ну, например, течение Москвы-реки ниже города состоит из городских стоков на 80 процентов. И что? Отличная вода: чистая, пригодная и для рыб, и для прочей живности.
Но это - заслуга одного конкретного водоканала.
Вода воде рознь
По работе конгресса заметно, что дело не стоит на месте, а движется вперед. Одни задачи решаются, зато встают другие. И участие Совета Федерации - о чем говорилось с первых часов работы - весьма важно. Потому что есть государственные задачи, требующие решения.
Одна из них: а какого качества должна быть вода после очистки?
Оказывается, есть не один, а целых три - три! - норматива для воды.
Первый - гигиенический. Этот параметр означает, что в таком водоеме люди могут купаться. Купаться, не боясь подхватить кишечную палочку, хламидиоз.
Гигиенические нормативы самые мягкие.
Достаточно, чтобы в водоеме было мало сине-зеленых водорослей с их многочисленными токсинами, отсутствовали грибки, энтеровирусы, тяжелые металлы и соединения, способные вызвать отравление и аллергию.
Самый жесткий норматив - рыбохозяйственный. Он означает, что в водоеме может спокойно чувствовать себя рыба.
Третий параметр - технологический. Он находится где-то посредине между рыбохозяйственным и гигиеническим.
Например, согласно СанПиН, в одном дм3 воды может быть 0,2 мг алюминия. Рыбохозяйственники же требуют 0,04 мг. И так со всеми веществами.
Железо - для купальщиков 0,3 мг/дм3, для рыбохозяйств 0,1 мг/дм3.
Марганец - 0,1 мг/дм3 для купания, 0,01 мг/дм3 для рыбы, в десять раз ниже!
Медь - 1 мг/дм3 для купания, 0,001 мг/дм3 для рыбхоза, в тысячу раз меньше!
Свинец - 0,01 мг/дм3 для купания, 0,006 для рыбхоза.
Магний - 50 и 40, натрий - 200 и 120. Хром - трехвалентный и шестивалентный, - а также кальций в гигиенических нормативах вообще не прописаны, а в рыбохозяйственных они есть.
- К сожалению, получается так, что чистую, прекрасно очищенную воду, которую сливают в водоемы, рыбохозяйства рассматривают как загрязняющий фактор, - отметила Елена Довлатова.
Равнение на осетра!
Почему так происходит? Да потому, что рыбохозяйства ориентируются не просто на рыбу, а на... осетровых.
Осетр - древняя рыба. У него самая древняя форма чешуи - ганоидная (из-за чего в некоторых религиях осетров запрещено есть, мол, чешуи нет). Нет и настоящего позвоночника, только спинная струна, знаменитая визига, из которой сто лет назад делали пироги и кулебяки. Осетровые были владыками пресных вод в начале мела. В те времена состав воды и ее загрязненность были несколько другими, чем сейчас.
Осетр из тех рыб, которые так и не смогли окончательно определиться, что лучше - хрящи или кости. И в современном мире осетр - самая требовательная рыба к условиям содержания, к составу воды, к содержанию в ней кислорода.
Осетров сейчас разводят. Есть свои характеристики для пруда с карпами, с форелью, с осетрами. Они, разумеется, разные.
Но к той воде, которую после тщательной очистки сливают в водоемы, закон применяет нормативы именно осетровые.
Вторая проблема - то, что закон не делает разницы между водоемами. Согласно правилам, любая лужа имеет хозяйственное значение.
Теоретически это объяснимо. Представьте себе, что где-то появилась яма, наполненная водой. Связи с другими водоемами у нее нет. Однако проходит год-другой - и в новом озере (или пруду) появляется рыба. Откуда она взялась? Предполагают, что ее на своих лапках и перьях принесли водоплавающие птицы. Мало того, эксперименты показали, что икра карпа может выжить, пройдя через пищеварительный тракт птицы. Пообедала утка на Волге, полетела на лесное безрыбное озеро, глядь - через пару-тройку месяцев в воде уже резвятся карпишки.
Но карп - это достаточно уникальная рыба по живучести. Можно ли считать водоем, в котором изначально не может выжить осетр, по осетровым нормативам?
Есть и еще один вопрос. Водоем водоему - рознь. Аквариумисты знают: чем меньше аквариум, тем больше с ним хлопот, тем труднее поддерживать в нем равновесие. То же самое и с водоемами. Большая река имеет намного больший запас прочности и способности к самоочищению, чем небольшое озерцо.
Так можно ли подходить с одинаковыми параметрами к разным водоемам? На конгрессе пришли к выводу, что нельзя, и призвали не только смягчить нормативы к сточным водам - хотя бы с осетровых до технологических, - но и учитывать характеристики того водоема, в который идет сброс.
Если брать опыт зарубежных стран, поделились специалисты Мосводоканала, то рыбохозяйственные нормативы применимы только к водоемам, не затронутым или слабо затронутым антропогенным воздействием, есть практика применения таких нормативов даже к отдельным участкам рек, если качество воды в них соответствует требованиям качества рыбохозяйственных водоемов.
Столько разных вопросов...
Из небольшого "междусобойчика" отраслевой выставки водоканалов VODEXPO быстро вырос в мероприятие государственного значения. Ведь с водой связаны самые разные отрасли.
Например, в первый день работы конгресса на сессии, посвященной нормированию сточных вод, стержневым докладом было выступление... представителя сибирской компании, добывающей железную руду!
При этом образуется большое количество использованной воды.
Возник вопрос: как ее очищать? Предприятие столкнулось с тем, что для доведения воды до рыбохозяйственных норм необходимо ставить обратный осмос, а это - сумасшедшие деньги и выход в убыток.
У работников водоканалов городов Крайнего Севера другая проблема. Арктическая вода крайне бедна минералами. По своим характеристикам она приближается к дистиллированной и может серьезно навредить здоровью. Значит, ее надо обогащать, только как?
Большой интерес вызвал доклад об очистке воды с помощью биопрудов. Биопруд - это искусственный водоем, где все жизненные процессы проходят очень интенсивно, а биомасса развивается по экспоненте. В пруду запускается живая цепочка: сточные воды (содержащие много соединений) употребляют микроводоросли, их поедает зоопланктон, зоопланктоном питается промысловая рыба. Причем первые звенья этой цепочки обладают большой эволюционной гибкостью. А это значит, что микробиологи могут вырастить микроводоросли и зоопланктон, способный справиться практически с любым типом загрязнений. Появление адаптивных к конкретным сбросам микроорганизмов - вопрос нескольких месяцев.
- Все это хорошо, но, увы, не для нашего климата, - считают в Мосводоканале.
Действительно, в докладе речь шла про Ростовскую, Архангельскую области, Чувашию. На широте Москвы оптимальным решением для биоочистки сточных вод всегда были и остаются аэротенки. И на конгрессе сотрудники много рассказывали об опыте их применения. Московские очистные сооружения остаются российским эталоном и идеалом, к которому надо стремиться.
Разумеется, тут есть сложности. Хорошо Москве - сточные воды здесь обильны и разнообразны. Да, это звучит парадоксом, но так оно и есть. Точно так же как большая река в большей степени способна к самоочищению, чем небольшой ручей, точно так же сточным водам большого города легче подобрать универсальную систему очистки.
А вот если требуется очистить воду конкретного предприятия - тут приходится поломать голову, и об этом тоже был разговор на конгрессе. Предприятие по изготовлению молочной продукции - сыров и масла? В воде много жиров, наличие которых в водосбросе недопустимо. Целлюлозная промышленность? Много волокон и крахмала. Добыча руды? Тоже свои нюансы. И каждая подобная история требует своего подхода к очистке. И для каждой нужны свои решения.
В следующем году Всероссийский водный конгресс отметит свой юбилей. Что изменится за этот год? Трудно сказать об этом сейчас, ведь каждый день приносит совершенно неожиданные сюрпризы. Но кое-что можно сказать совершенно точно. Вопросы водных ресурсов станут еще чуточку острее. Общее потепление климата еще немного изменит распределение воды на планете. И - людям по-прежнему будет нужна вода.
А еще мы наверняка станем немножко мудрее, немного терпимее и обогатимся новыми знаниями. Именно такие процессы и происходят на Всероссийском водном конгрессе.